Красящие вещества

Характеристики природных пигментов, соусов, пастелей и материалов, которые мы используем для состаривания бумаги и изделий из дерева

Сиена

Сиены получили своё название от итальянской провинции Сиена. От обыкновенной охры они отличаются повышенным содержанием железа и гидратной воды, а также меньшим содержанием или полным отсутствием глины, вместо которой в её составе кремнекислота. Во многих сортах сиены присутствует небольшое количество окиси марганца. По свойствам сиены аналогичны охрам, за исключением повышенной лессирующей способности в масляных накрасках, большой маслоёмкостью, сильной адсорбционной способностью, а также более тёмным коричневым оттенком. Это различие обусловлено, очевидно, наличием в них коллоидной кремнекислоты и окиси марганца, большей степенью гидратации гидрата окиси железа, а возможно, и его большей дисперсностью. По некоторым данным, специфические свойства сиен обусловлены присутствием в них основной части железа в виде силикатов и алюминатов. Сиены применяют преимущественно в качестве лессирующего пигмента в производстве художественных красок. К красным природным пигментам относятся также прокалённые охры и сиены, получаемые прокаливанием жёлтых охр и сиен при 500 -700°С. При прокаливании охры и сиены дегидратируются и приобретают красный цвет. Красные охры обладают чистым желтовато-красным цветом и применяются в производстве художественных красок. Большой интерес представляют прокалённые сиены благодаря чистому красному цвету и высокой лессирующей способности в масляных красках.

Охра

Охры представляют собой природный кристаллический гидрат окиси железа с примесью большего или меньшего количества глины. По цвету охры разделяются на светло-жёлтые, средне-жёлтые, золотисто-жёлтые и тёмные. Цвет охры зависит от содержания гидрата окиси железа: в светлых охрах в пределах 12 — 25%, в средних 25 — 40%, в золотистых 40 -75%. Однако прямой зависимости здесь не существует, так как на цвет охры оказывают влияние и структура, и дисперсность гидрата окиси железа, а также присутствие примесей. Укрывистость и интенсивность охр колеблются в широких пределах в зависимости от содержания в них гидрата окиси железа и примесей.

Умбра

Умброй называют продукты выветривания железных руд, содержащих марганец. Продукты выветривания вымываются водой и откладываются в трещинах пластов в виде плотной землистой массы. Различают умбру двух видов — натуральную и жжёную. По составу натуральная умбра близка к охре, от которой отличается присутствием марганца (б — 16% в пересчете на Мп02). Чем его больше, тем цвет пигмента темнее. Марганец в умбре может находиться в виде окиси, гидрата окиси и перекиси. Умбру применяют для производства масляных красок. Умбра очень чувствительна к нагреванию и даже при невысоких температурах её цвет заметно изменяется, приобретая коричнево-зеленоватый оттенок. Цвет жжёной умбры колеблется от яркого коричневого до коричнево-зеленоватого и до насыщенного тёмно-коричневого.

Зелёный природный пигмент — продукт естественного распада горных пород, базальтов и мелафиров. Она состоит из кремнезёма, глинозёма, закиси железа, магнезии, калия и натрия. Элементы эти находятся в краске в виде не механической смеси, а химического соединения. В различных сортах зелёной земли они варьируются в разных пропорциях, что отражается на оттенках и свойствах. Пигмент этот был известен в глубокой древности. Зелёная земля прочна, применима во всех способах живописи, во фресковой же особенно ценна, так как не только имеет приятный тон, но и способствует лучшему закреплению некоторых красок. В последнее время зелёная земля приобрела большое значение при приготовлении красок. На её основе изготовляют «Глуаконитовую зелёную», «Волконскоит».

Сангина

Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis — кровь) — этот материал также можно использовать для  состаривания и рисования.

Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному. Сангину можно смачивать для увеличения плотности штриха. Сангину можно растирать по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоёв. Если использовать для растушёвки кусочек ваты, то получим светлые оттенки цвета.

В эпоху возрождения в Европе употреблялась натуральная сангина минерального происхождения («красный мел»). Техника рисунка с натуры с помощью сангвины известна нам по работам Леонардо да Винчи и Рафаэля.

В Италии смесь охры с красителями (чаще всего с сиенской землёй) пережигали, получая сангины от светлых до тёмных и фиолетово-красных цветов.

Сепия

Сепия натуральная изготовлялась из каракатицы и кальмара. Современная сепия привозится из Шри-Ланки- имеет очень большую окрашивающую способность. Секрет одной каракатицы способен окрасить и сделать непрозрачными многие тысячи литров воды в течение нескольких секунд.

Для приготовления сепии чернильные сумки головоногих высушиваются, мелко перетираются, и порошок кипятится в растворе щёлока. С помощью соляной кислоты краситель осаждают, отмывают водой и сушат при низкой температуре. Затем он тщательно перетирается с гуммиарабиком и в виде лепёшек поступает в продажу.

Сепия представляет собой сложное азотсодержащее вещество с отчётливым рыбным запахом. Растворима в щелочах и осаждается из щелочного раствора кислотами. Цвет свежей сепии почти чёрный, но через некоторое время становится красно-коричневым.

Использовалась европейскими художниками с середины XVIII века в виде акварельного пигмента и чернил для рисования пером и кистью.

Соус художественный

Соусы – это сухие мелки, по своему составу напоминающие сепию или пастель.

Собственно, соус художественный – это и есть пастель, только определенных цветов и оттенков, имеющая более жирную и насыщенную структуру.

Очень сильно соусы похожи на сепию, и по составу, и даже по цветовым тонам.

Готовится соус из той же часово-ярской глины, мела и красящего пигмента.

Наверх